Статья 2122

Название статьи

Динамика ценностей общения в коммуникативном пространстве молодежи 

Авторы

Юлия Альбертовна Зубок, доктор социологических наук, профессор, заместитель директора по науке и образованию, заведующий Центром социологии молодежи, Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (Россия, г. Москва, ул. Фотиевой, 6), E-mail: uzubok@mail.ru
Елена Вадимовна Чанкова, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова (Россия, г. Москва, Стремянный переулок, 36), E-mail: chev3@yandex.ru 

Аннотация

Актуальность и цели. Актуальность исследования определяется динамическими процессами современного российского общества под влиянием различных факторов, главный их которых – пандемия. Исследование динамики ценностей общения молодежи в период с допандемического 2017 г. до острого периода пандемии в 2021 г. позволила выявить такие характеристики коммуникативного простран-ства молодежи, которые определяют вектор социокультурного развития и ближайшего будущего российского общества. Цель исследования – выявление связи типов культуры и ценностей общения в характеристиках коммуникативного пространства молодежи. Материалы и методы. Применены концепции социального пространства П. Бурдье, информационного общества М. Кастельса, культурного пространства молодежи и социокультурных механизмов формирования и воспроизводства социальной реальности В. И. Чупрова и Ю. А. Зубок, коммуникативной компетентности личности в изменяющейся социальной реальности Е. В. Чанковой. Методика иссле-дования опирается на сравнительный анализ данных двух репрезентативных эмпирических исследований Центра социологии молодежи Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук в 2017 г. (n = 803, опрошена молодежь 15–29 лет в 28 населенных пунктах 7 регионов РФ, опрос осуществлен методом личного интервью) и в 2021 г. (n = 1640, опрошена молодежь 15–29 лет в 133 населенных пунктах 11 регионов РФ, опрос осуществлен методом личного интервью). Результаты. В представленном анализе отражены сравнительные данные о ценностях общения в аспекте терминальных и инструментальных ценностей. Терминальные ценности включают такие целевые ориентации, как внутренняя потребность в общении, получение радости и удовольствия от взаимопонимания. Инструментальные же ценности-средства направлены на оснащение общения конкретными способами и формами, на получение полезных прагматических результатов, включая полезные связи. Представлены в сравнительном аспекте корреляционная зависимость между типом культуры, с которой респонденты себя идентифицируют, и теми ценностями общения, которые они заявляют как значимые. Завершает эмпирическое сравнительное представление данных о корреляционной зависимости между ценностями общения респондентов и количеством времени, которое они проводят в Интернете. Эмпирические данные представляют собой триаду зависимостей между ценностями общения, которые заявляет о себе опрошенная молодежь, типами культуры, в которых молодые люди проявляют свои универсальные культурные потребности, и тем, как это находит отражение в количестве времени, посвящаемом ими Интернету. Выводы. По результатам исследований сделан вывод об удовлетворении респондентами типологических культурных потребностей в коммуникации; повышение доли терминальных ценностей в примерно равном распределении по всем типам культуры молодежи указывает на социально здоровые процессы в молодежном коммуникативном пространстве. Данный тренд следует рассматривать как потенциал для преодоления комплекса проблем в современном российском обществе в условиях коронавирусной инфекции COVID-19. 

Ключевые слова

молодежь, коммуникативное пространство, типы культуры 

 

 Скачать статью в формате PDF

Для цитирования:

Зубок Ю. А., Чанкова Е. В. Динамика ценностей общения в коммуникативном пространстве молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. № 1. С. 18–30. doi:10.21685/2072-3016-2022-1-2 

 

Дата создания: 14.03.2022 14:29
Дата обновления: 18.04.2022 10:37